Статьи:
Небесная «нужда»
Вне зависимости от профессии, человек остаётся человеком, а, значит, никто не отменял его естественные потребности, в число которых входит справление нужды. Эта деликатная тема не поднимается среди общественности, но затрагивает все сферы деятельности человека, включая перелёты на самолёте. И, если с пассажирскими самолётами всё относительно понятно, что как справляют нужду лётчики военной авиации? Особенно, когда речь идёт о высоте около 10 тыс. метров над землёй.
Тяжёлые обстоятельства
Будни лётчиков действительно можно назвать суровыми, так как, к примеру, часто район боевых действий располагается на большом расстоянии от авиабазы. А с появлением такой услуги, как дозаправка, длительность перелётом существенно увеличилась. Что же делать пилотам при таких обстоятельствах? Понятное дело, что вопросы относительно личной гигиены должны решаться непосредственно до вылета, особенно, если это вылет боевой.
Не стоит забывать, что даже самый опытный болевой лётчик всё равно человека. Значит и его естественные потребности могут дать о себе знать в любой, чаще всего, самый неподходящий момент. Как решали эту проблему?
Решение проблемы «дальнобоев»
Самолёты, которые производили в Советском Союзе до 1980-го г., вне зависимости от длительности полёта, не имели туалета. Но для каждого члена экипажа была предусмотрена специальная ёмкость для сбора мочи. Именовали её просто, «санбачок», и в этой нехитрой конструкции на первом месте стояла хорошая герметичность.
Другое дело обстоит с самолётами Ту-22М, которые оснащены двумя писсуарами, установленными в подполье кабины. От них идут четыре шланга с насадками для каждого рабочего места члена экипажа. А вот военные самолёты более позднего выпуска уже оснащены полноценным туалетным оборудованием. При этом конструкция туалета напрямую зависит от класса машины и способа рассадки членов экипажа. Например, Ил-76М и Ан-124 обладают туалетными комнатами как у пассажирских лайнеров, а Ту-160 оснащён туалетным модулем в гермокабине.
Истребители ждут революцию
Всё выше сказанное не относится к истребителям, за исключением истории с санбачком на Су-27 и МиГ-29. По своей конструкции такие самолёты не могут вместить в себя туалетную кабинку. Решение пришло с моделью Су-34, которая стала настоящей революцией в решении вопроса «личных нужд». Дело в том, что вход в самолёт осуществляется через низ, а лётчики сидят рядом. Из-за того, что больше не нужен подъёмник остекления кабины, в ней освобождается немного места.
Таким образом, в самолёте размещается компактный биотуалет и несколько санбачков. биотуалет в сложенном состоянии храниться в стеллаже. К слову, места оказалось столько, что туда удалось разместить и микроволновку, бортпоёк и аптечку.
Что же касается самолётов 5-го поколения, то лётчикам предлагают специальные трусы с приёмником жидкости ПЖ-1. Благодаря специальной конструкции моча выводится за пределы самолёта.