Статьи:
Истребитель «FW 190» - развеем стереотипы
В Великой Отечественной войне мы победили хорошо вооруженную Германию. Но в нашей литературе на протяжении всех послевоенных лет не было объективного анализа немецкой авиационной техники.
Целое поколение заинтересованных людей привыкло мыслить определенными стереотипами. Без всякого сомнения мы называем лучшим английским истребителем периода Второй мировой самолет «Спитфайр» и пренебрежительно отзываемся о «Харрикейне». Ничего удивительного нет в том, что мы считаем Як-3 самым лучшим истребителем мира. Столь же стереотипное мнение существует в отношении самолетов немецкой авиации, ведь почти во всех книгах мы читаем одни и те же слова. В своей книге «Советские самолеты» авиаконструктор А. Яковлев пишет: «Наши основные самолеты-истребители «Як» и «Ла» по своим боевым качествам на протяжении всей войны обладали преимуществом перед германскими машинами аналогичного назначения — «Me 109» и «FW 190». Истребитель «FW 190» довольно часто показывается как неповоротливый перетяжеленный самолет, не идущий ни в какое сравнение с советскими и зарубежными машинами. Но английские исследователи Д. Ричарс и X. Сандерс в своем издании «Военно-воздушные силы Великобритании во второй мировой войне 1939—1945 гг.» написали: «Истребитель «Спитфайр» во всех своих вариантах мало превосходил по своим летно-тактическим данным лучший немецкий истребитель «FW 190».
Необходимо рассмотреть летно-технические характеристики «фоккера» в сравнении с другими самолетами, например, с Ла-5.
С 1942 года максимальная скорость полета «Ла-5» составляла 509 км/ч у земли и 580 км/ч на высоте 6000 м. У немецкого самолета эти показатели были равны 510 и 610 км/ч соответственно. В боях на Курской дуге появились усовершенствованные самолеты «Ла-5ФН» и «FW 190» серий А-5, А-8 и А-4, многие из которых были оборудованы системой MW-50 для впрыска в цилиндры двигателя водо-метаноловой смеси. Максимальная скорость полета у «FW 190» стала — 571 км/ч у земли и 654 км/ч на высоте 6000 м. В 1944 году на фронт начали поступать усовершенствованные истребители «Ла-7», максимальная скорость полета которых составляла 680 км/ч. Но и здесь, объективности ради, его надо сравнивать с новым вариантом «фокке-вульфа» — истребителем «FW 190D», также выпущенного в 1944 году и появившегося на фронте. Скорость полета этого самолета доходила до 685 км/ч.
Из истории воздушных боев известно, что летчики для увеличения скорости полета старались нападать на противника сверху, набирая ее на пикировании. В этом отношении «фокке-вульфам» не было равных (по крайней мере, на советско-германском фронте). Наши летчики постоянно отмечали тот факт, что немцы часто уходили от преследования, пикируя к земле (если позволяла высота). При этом даже в довольно пологом пикировании с углом в тридцать градусов «FW 190» разгонялся до скорости 1045 км/ч (одно из свидетельств его хорошей аэродинамики). Из всех самолетов союзников только «Мустанг» и «Тандерболт» могли догнать «фоккер» на снижении.
Скороподъемность «FW 190» была не очень высокой — 12—14 м/сек, в то время как у других истребителей она составляла 15—20 м/сек, в маневренном воздушном бою истребители «Ла-5» имели полное превосходство. Но скороподъемность при выполнении вертикального маневра зависит не только от удельной нагрузки на мощность (у «Ла-5» эта величина составляла примерно 2,3 кг/л.с., а у «FW 190» — 2,5 кг/л.с.), но и от соотношения полетной массы к общему аэродинамическому сопротивлению летательного аппарата. Чем больше масса самолета и скорость полета и чем меньше его сопротивление, тем быстрее в первый момент будет самолет набирать высоту. И в этом плане у немецких пилотов было определенное преимущество перед противником. Во всяком случае, их первая атака и выход из нее были всегда стремительными.